Григорий с благодарностью вспоминает своих учителей: Щербиновского, преподавателя натурного класса, которого он называл мастером хорошего рисунка и шедевров, Ст. Ноаковского, преподававшего композицию и историю искусства, который гениально иллюстрировал свои лекции рисунками мелом на доске, и С. Глаголя, преподававшего анатомию, отличавшегося как прекрасный оратор, знаток искусства и вдохновитель.
В своих мемуарах Афонин упоминает художников, которые принимали у него экзамены: Бориса Кустодиева, Михаила Нестерова, Константина Коровина и Аркадия Рылова. Эти мастера объединяло особое чувство цвета, отношение к природе и виртуозное владение техникой рисунка. "Учили здесь основательно, поэтому вне зависимости от таланта, из этой школы выходили хорошие рисовальщики", — вспоминает он о Строгановском училище.
Природа щедро одарила Афонина талантами в различных областях искусства. От отца он унаследовал музыкальность. У Григория был абсолютный слух, и он играл на разных музыкальных инструментах. Однако главной его страстью стал театр. В четырнадцать лет он попал на оперу "Борис Годунов". Этот эпизод "навсегда запал в душу", он "вернулся домой расслабленным и весь в слезах". С того момента он полюбил театр и решил стать актером.
Юноша успешно сдал экзамен в студию знаменитого Художественного театра, где его исполнение монолога из «Скупого рыцаря» и некрасовского «У парадного подъезда» высоко оценили Станиславский и Качалов. Однако Григорий, вероятно, еще не был готов к продолжительной и серьезной учебе, длительной подготовке к театральной жизни и долгому пути к профессии актера. Привыкший быть первым, он стремился как можно быстрее оказаться на сцене, и уроки в студии казались ему скучными. В итоге он оставил занятия в студии.
Так он оказался в составе второстепенной труппы, выступавшей в «Аквариуме» на Садовой, упустив возможность получить хорошее образование, за что впоследствии себя корил. "Азбуку актера" ему пришлось усваивать "усиленным трудом и большой практикой". Судьба забрасывала его из одной труппы в другую; он даже снялся в немом кино на студии Ханжонкова. В одном из провинциальных театров он познакомился с певицей и актрисой Надеждой Жуковой, которая стала его женой и спутницей жизни. Он нашел свое счастье, с которым "не страшно было двигаться в неизвестность". Позднее Афонин вспоминал, что именно тогда "первый раз в жизни почувствовал настоящую человеческую теплоту, настоящее большое человеческое отношение".
В годы Гражданской войны Афонин, мобилизованный в Красную армию, был мастером на все руки — он работал и режиссером, и сценаристом, и актером, и художником. «Мы не знали, зачем едем, почему и куда едем, да и, собственно, это никого не интересовало: ехала вся страна — ехали и мы... Ехали, оторвавшись от друзей, родных, знакомых, от дома... мы потеряли связь с нашим прежним миром. Каждый день был страшным и напряженным, мы мотались в боевой обстановке прорывов, наступлений, отступлений, и все прошлое завуалировалось, и порой казалось, что оно нам снилось», — вспоминает Григорий.
Обстановка на фронтах Гражданской войны не способствовала высокому искусству: «в политуправлении в шкафу моей комнаты лежали три коробки грима, два женских парика, четвертый том Шекспира и японский халат. Вот это было все театральное имущество для 12-й армии». Так он провел «два года на колесах в непередаваемых условиях среди фронтов, поражений, побед, тифа, холода, голода и разрухи».
Возможно, именно его синтетический подход к искусству привел Григория Афонина на эстраду, хотя сам он считает, что это был случай. В первый же сезон работы на эстраде в Киеве он написал около сорока фельетонов, а с 1921 года начал работать в театре «Арс» как автор и актер. Непросто было «выйти перед этим страшным зверем — публикой, и остаться с ней с глазу на глаз. Выйти, совмещая в себе все — и художника, и автора, и актера, и режиссера, в течение двадцати минут держать эту публику в руках, заинтересовывать ее, дав ей и завязку, и действие, и развязку; здесь надо обязательно в какой-то мере быть талантливым, ярко индивидуальным», иначе эти двадцать минут «превратятся в позор для него и в муку для зрителя».
По словам биографа Афонина, Петра Жаткина, в те годы свою роль на эстраде Григорий определял как роль «общественного сатирика». Хотя он был не только сатириком, «частенько уходил в область лирики и высоких чувств». Его манера исполнения остается современной и сегодня. Обходясь без грима и декораций, Афонин выходил на сцену в строгом костюме и просто беседовал со зрителями, иногда обращаясь к ним от своего имени, а иногда играя различные роли, создавая моноспектакль в простой и благородной манере.
Афонин завершил свои воспоминания, когда ему было около сорока лет, что является довольно необычным возрастом для мемуариста. Это был 1935 год. Вряд ли его воспоминания могли бы быть написаны столь честно спустя два года; скорее всего, он не написал бы их вовсе. Поэтому трудно сказать, почему именно в таком цветущем возрасте Г.И. Афонин решил подвести итоги (в рукописи нет намеков на причину), но это было удачное решение. Его записки умны, удивительно честны и откровенны, и потому читаются на одном дыхании.
В годы Великой Отечественной войны Г.И. Афонин снова оказался на фронте и в тылу, где читал фельетоны, прозу и стихи.
К числу лучших его произведений критики относят фельетоны «Жить, черт возьми, жить» (1933), «О дураках» (1937), «Об одной минуте» (1939), «К жизни не приспособлено» (1941), «Спасибо за помощь» (1946) и «Вас не беспокоит?..» (1954). Всего он создал более ста произведений для эстрады.
Сотворить свою жизнь, постичь и построить новую действительность можно разными способами. Артистичной натуре Афонина оказались близки те, что лежат в области искусства, — живопись (к которой он возвращался всю жизнь), музыка и театр. Вот где он мог себя реализовать и как актер, и как режиссер, и как художник!
В дальнейшем, став одним из самых выдающихся мастеров эстрады своего времени и фактически одним из создателей этого жанра, он совмещал в себе роли автора текста, постановщика и исполнителя. Не получив глубокого образования, Афонин всю жизнь учился и стремился к творчеству: «...я гонялся за музыкой, не хотел бросать живопись и упорно стремился в новую область — эстраду».
Живопись, пожалуй, позволяла ему перевести дух и отвлечься от повседневной суеты. Рассматривая его работы, можно угадать руку режиссера, создающего свою уникальную реальность.
Многие картины Г.И. Афонина построены на принципах сценического восприятия. Его живопись иногда носит прикладной характер: глядя на пейзаж, можно увидеть живую сцену природы.
Автопортрет 1929 года (карандашный рисунок с растушовкой) свидетельствует о том, что он был талантливым и состоявшимся художником. На нем смотрит уверенный в себе человек. За мягкостью внешности и обаятельным образом вечного мальчика скрывается твердый характер. Это незаурядная натура. Автопортрет выдает в нем классического рисовальщика, демонстрируя ту качественную рисовальную школу, которую он действительно прошел.